Мастер класс крестецкой вышивки

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Мережка. Автор работы - julietka001.

И снова о вышивках....

Мы уже рассказали о самом древнем виде вышивки - "верховой", т.е. счетной вышивке по цельному полотну. Но у счетной вышивки есть еще одна разновидность - шитье по полотну с выдернутыми нитями, как тогда называли "по редине" или  "по выдергу". Так на свет появились яркие и самобытные техники ажурного шитья, многие из которых сохранили свою популярность и до наших дней. Но, самое главное, именно эта техника стала прообразом первых кружев.

По одной из версий, выдергивать нити из полотна стали, чтобы разметить, "расчертить" продергами полотно перед выполнением счетной вышивки и облегчить себе работу. Не случайно подобная технология была распространена в северных губерниях, ведь северные дни заметно короче, и мастерицам в основном  приходилось работать про искусственном освещении. Постепенно вышивальщицы заметили, что полотно с выдернутыми нитями приобретает особую фактуру, по которому можно не только вышивать, но и обвивать рабочей нитью нити основы, получая новую по структуре ажурную ткань. Так появились на свет уникальные ажурные вышивки, которые многие по праву считают разновидностями игольного кружева, причем, в каждом регионе были свои узоры и свои приемы.

Многие дошли до наших дней, например, всем известная мережка. Это один из самых старинных и самых простых способов вышивки. Об этом свидетельствует ее широкое распространение в странах Европы и практически во всех регионах России. Особенность мережки в том, что выдергивались только нити утка, а получившиеся столбики нитей основы обвивали обшивали узелками, формируя ажурный узор. Мережкой вышивали края салфеток, скатертей, полотенец, платков, подолы и вырезы рубашек ( и мужских, и женских), платьев, блуз.

Фото. Подзор, выполненный в технике ведновской строчки.

Мережка стала "прабабушкой" для многих разновидностей ажурной вышивки. Так, выдергивая нити полотна не в одном, а в обоих направлениях, мастерицы получали сетки, по которым, как по канве, выполняли вышивку. Все разновидности таких ажурных (сквозных) вышивок носят общее название "строчевая вышивка" или "строчка". В каждой губернии были свои виды мастер класс крестецкой вышивки строчки, которые называют по названию населенного пункта: крестецкая, ивановская, ведновская, ярославская и т.п.

Тверская или ведновская строчка носит свое название по селу Ведное Тверской губернии. Ведновскую строчку шьют, выдергивая нити в обеих направлениях на тонком льняном полотне или батисте, получается сетка с мелкими (менее 4 х 4 мм) ячейками. Сетку обвивают в один оборот, рисунок на сетке выполняют, используя разные приемы: штопку, настил, паучки, паутинку, воздушно-петельный шов - получается очень тонкое изящное ажурное полотно. Это шитье получило название "мелкая тверская строчка".

Поначалу вышивку выполняли вручную, двумя короткими иголками, но в начале XX века  в селе была открыта строчевышивная фабрика, где вышивку выполняли на машинах.  К сожалению, сейчас этот вид народного творчества почти забыт, и только старые мастерицы в селе помнят и бережно хранят народную традицию.

Крестецкая строчка  - народный промысел, зародившийся в Новгородской губернии, где издавна во многих селах и деревнях Валдайского, Крестецкого, Окуловского, Боровичского и других уездах  занимались строчевой вышивкой "на ломаной игле" (вполовину обычной), превращая домотканое полотно в ажурные полотенца, скатерти, подзоры. Полотно там ткали не тонкое, поэтому и сетку продергом получали с более крупными ячейками- от 1 х 1 до 5 х 5 см.

Для крестецкой вышивки характерны четкость линий, геометрические рисунки в виде снежинок, звезд, кристаллов и т. п. Мастерицы переносили на полотно белизна снега, замысловатые рисунки на морозном стекле, красоты родной природы, вид покрытого инеем зимнего леса. Узоры получались прозрачные и ажурные, из-за чего их часто принимают за кружево.

Фото. Крестецкая строчка: "Мыльные пузыри", розетки, мережка.

Главной особенностью этой техники является использование сновочной строчки ("сновки" – дополнительные нити, проложенные поверх сетки ткани). Выполненная по крупной сетке такая сновочная строчка напоминает кружево и носит название гипюра.

К концу XIX века под Новгородом выделяются два основных центра строчевой вышивки – крестецкий (село Старое Рахино) и валдайский (село Зимогорье). Именно с этого времени окончательно формируются традиции этой техники, а также ее название - "крестецкая строчка".

Мастерицами было разработано много разнообразных ажурных (гипюрных узоров), названия которых в наши дни звучат как песня: "старинный", "рассыпной", "мыльный пузырь", "тарлата", "вологодское стекло" и др.

Тарлату и крестецкую сновочную сетку выполняют по сетке с крупными ячейками. В тарлате плотный узор настилали по неперевитой сетке (внешне он напоминает прием "настил", характерный для счетной вышивки), сочетая с ажуром в виде цепочки ромбов или квадратов, образованных воздушными петлями или диагональными сновками.  Часто они бывают украшены прозрачным узором, состоящим из четырех или восьми лучистых звезд с круглыми копеечками.

Фото. Полотенце, декорированное вышивкой крестецкая строчка. Выставка в Лихудовом корпусе Новгородского Кремля, 2012 г.

Мыльный пузырь - самый тонкий и воздушный из вышеназванных швов. Он состоит из легких прозрачных двойных и тройных тончайших кругов с перемычками, располагающихся на перекрестках сетки с широкими или узкими столбиками и тонких диагональных сновках.

Старинный и россыпный гипюры, наоборот, — легкие прозрачные разделки. Их всегда сочетают с плотными элементами узора. Эти два вида крестецкой строчки выполняют на крупной или мелкой часто неравномерной сетке с тонкими столбиками, обвитыми простым швом. В старинном гипюре легкий узор сочетается с плотными восьмиконечными розетками, напоминающими ромашки с удлиненными лепестками.

В россыпном гипюре полупрозрачный геометрический орнамент, выполненный мелкой сеткой, является основным. Он дополнен ажурными разделками из все тех же воздушных петель, мелких звезд и четырехлепестковых цветов. Сновочные мотивы выполняют без сетки на вырезанном в ткани квадрате, в котором протягивают большое число диагональных сновок, перекрещивающихся в центре. На этих, расположенных веером по кругу, сновках штопальным швом выполняют плотные фактурные розетки с ажурной серединой. Эти рельефные розетки, напоминающие сказочные многолепестковые цветы, создают мощные акценты в ювелирно отточенном ажурном узоре. В узоре они часто сочетаются с многолучевыми звездами. Плотные, словно чеканные розетки, образованные частым переплетением белых ниток, объединяются с узором, состоящим из россыпи мелких кружков или легких воздушных петель.

Сочетание крупных звездчатых форм, заполненных легкими ажурными разделками, наподобие пены, с небольшими снежинками образует красивый узор, известный у народных мастериц под названием вологодские стекла. Техника выполнения этого узора весьма трудоемка и требует большого мастерства. Основной узор почти всегда объединяется с широкими и узкими узорными мережками. Сложные узоры этих мережек выполняются с помощью дополнительных сновок, т. е. ниток, проложенных в определенном порядке по столбикам. Все узоры крестецкой строчки отличаются тонкостью, можно сказать, ювелирностью, напоминая украшения из серебряной скани. 

Изысканная красота белоснежных гипюров, высокое качество технического исполнения обеспечили крестецкому промыслу не только постоянный сбыт на городском рынке, но и принесли ему широкую известность. Крестецкие изделия экспонировались на I показательной выставке художественных промыслов России в 1911 г., где мастерица из села Старое Рахино Раиса Осиповна Тихонова в присутствии посетителей демонстрировала выполнение строчевой вышивки. А на выставке в Берлине в 1914 г. старорахинский строчильщик Александр Васильевич Кондрашов поражал зрителей своим мастерством, создавая на их глазах ажурные узоры. 

Фото. Крестецкая строчка: панно "Сани - лебеди", работа до 1914 г., техника - мелкая сетка.

Кстати, так часто бывало, что превратившись из домашнего рукоделия в промысел,  способ заработка, вышивка сразу становилась и занятием для мужчин. Причем, сильная половина человечества в искусности ее исполнения не сильно проигрывала женщинам. Так в 30-е годы в одну из строчевых артелей Крестецкого района были объединены... только мужчины, в совершенстве владевшие искусством строчки.

В предвоенные годы лучшие мастерицы принимали участие в создании тематических панно, прославлявших достижения Советской власти. Одно из них - "Москва-порт пяти морей" - с изображением Мавзолея, контурами Кремля в лучах пшеничных колосьев. На всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году экспонировалась скатерть "Созвездие" с узором, изображающим 11 звёзд - по числу республик, входивших тогда в состав СССР.

Появление с середины 1950-х гг. технологии машинной вышивки не прервало традиции крестецкой строчки. На одноименной фабрике, основанной в 1959 г., и по сей день существует цех ручной строчки, а также - экспериментальная лаборатория, художники которой работают над созданием произведений, развивающих лучшие традиции новгородской гипюрной вышивки.


Источник: http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/About/Vyshivka2.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Шитье для королевы: в Новгородской области возрождают Выкройка вкладыш для резиновых сапог

Мастер класс крестецкой вышивки Мастер класс крестецкой вышивки Мастер класс крестецкой вышивки Мастер класс крестецкой вышивки Мастер класс крестецкой вышивки Мастер класс крестецкой вышивки Мастер класс крестецкой вышивки Мастер класс крестецкой вышивки Мастер класс крестецкой вышивки

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ